Традиционный метод ультразвукового контроля предполагает возбуждение и прием ультразвуковых волн с помощью пьезоэлектрического преобразователя. Под действием электрического тока пьезоэлектрический преобразователь формирует ультразвуковые колебания. Для формирования (приема) ультразвуковых волн в контролируемом объекте требуется качественный контакт между преобразователем и металлом объекта контроля.
Метод электромагнитно-акустического (ЭМА) контроля является инновационной разновидностью ультразвукового контроля, в которой ультразвуковые волны возбуждаются непосредственно в теле контролируемого объекта с помощью индуцируемых вихревых токов. Генерация и прием ультразвуковых волн осуществляется с помощью ЭМА-преобразователей.
Принцип действия: в состав ЭМА-преобразователя входит постоянный магнит и катушка переменного тока. При прохождении через катушку индуктивности переменного тока (I) в металле контролируемого объекта индуцируются переменные вихревые токи (I’). Взаимодействие вихревых токов с постоянным магнитным полем (B) приводит к появлению переменных сил (Fl), генерирующих ультразвуковые колебания в объекте. Отраженные ультразвуковые колебания в свою очередь преобразовываются ЭМА-преобразователем в электрический ток.
В отличие от традиционного ультразвукового контроля в ЭМА-контроле непосредственный контакт между преобразователем и металлом объекта контроля не требуется. Это делает возможным проведение внутритрубной диагностики трубопроводов без использования контактной жидкости по неподготовленной поверхности, через воздушный зазор.
Диагностические модули, применяемые компанией «Газпроект-ДКР», обеспечивают режимы прямого и наклонного ввода ультразвуковых сигналов.
В режиме прямого ввода ультразвуковые волны направлены перпендикулярно стенке трубы. Контроль в этом режиме позволяет измерить толщину стенки трубы и выявить внутренние дефекты металла, ориентированные параллельно стенкам трубы дефекты (расслоения, ликвации).
В режиме наклонного ввода ультразвуковые волны направлены под углом к стенке трубы. В этом режиме выявляется трещиноподобные дефекты, в том числе КРН, а также питтинговая коррозия.

